РПРС: Отраслевое соглашение и не только обсудили в Приморске

Президиум Совета и Совет Российского профсоюза работников судостроения (РПРС) состоялись в городе Приморске Ленинградской области. В мероприятиях приняли участие руководители и представители территориальных и первичных профсоюзных организаций РПРС практически со всех регионов нашей страны. Профсоюзные лидеры судостроителей подвели итоги прошедшего 2017 года, обсудили планы работы на текущий год и проработали вопросы финансовой дисциплины.

Как рассказал нашему корреспонденту председатель Российского профсоюза Евгений Аникин, профлидеры обсудили качество взаимодействия профсоюзных структур различного уровня с социальными партнерами, дабы улучшить их работу в будущем.

 

Отраслевое соглашение

Одним из значимых событий текущего года для РПРС должно стать заключение нового Отраслевого соглашения. По словам Евгения Аникина, на Президиуме Совета Профсоюза, а затем на Совете этому вопросу было уделено много времени. Помимо уровня заработной платы в отрасли, большое внимание в подготавливаемом документе отводится и совершенствованию условий труда и быта судостроителей.

«На каждом предприятии у работника должна быть хорошая гардеробная, оборудованная всем необходимым, комната приема пищи и так далее. Для достижения этой цели вместе с Минпромторгом РФ мы планируем организовать всероссийский конкурс на лучшие санитарно-бытовые условия. Он будет проводится при непосредственном участии первичных профсоюзных организаций», — говорит Евгений Аникин.

Говоря о заработной платы, Евгений Аникин отметил, что в различных регионах страны сегодня существуют разные уровни оплаты труда судостроителей, как разнятся и степени загруженности тех или иных предприятий, вследствие чего у разных работодателей разные финансовые возможности. Таким образом, минимальный размер заработной платы устанавливается региональными соглашениями. Среди них наиболее существенные гарантии трудящимся зафиксированы в Региональном отраслевом соглашении Санкт-Петербурга.

Город на Неве, а также Ленинградскую область Евгений Аникин назвал «флагманами» не только в плане социального партнерства с властью и работодателями, но и по части исполнительской дисциплины.

«Исполнение всех его положений добиться сложно, но мы постоянно ведем совместную работу с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и отраслевым департаментом Минпромтога РФ», — заключил глава РПРС.

Напомним, что в нашем городе действует Региональное отраслевое соглашение на 2016 — 2019 годы в судостроительном кластере Санкт-Петербурга. Впервые с профсоюзной стороны оно было подписано как председателем территориальной организации РПРС в регионе Николаем Чаловым, так и лидером территориальной организации Судпрофа Сергеем Максименко, что, по мнению профсоюзных экспертов, стало существенным шагом к объединению двух профсоюзов. Ранее каждая территориальная организация заключала с властью города на Неве в лице двух профильных комитетов городского правительства и работодателями в лице Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области свое отдельное соглашение. Согласно данному соглашению минимальная заработная плата (МЗП) в судостроительном кластере Северной столицы составляет более 23 тысяч рублей.

На совете в Приморске обсудили и ряд других животрепещущих проблем, стоящих перед РПРС в настоящее время.

На местах

Прежде всего, это снижение численности членов профсоюза. О ее актуальности говорили представители многих регионов. Среди них, председатель Территориальной организации РПРС Республики Дагестан Мехреб Мукайилов, отметивший, что в его регионе наблюдается заметный отток членов профсоюза и, в основном, молодежи. «Профсоюз держится на людях старшего поколения, которые постепенно уходят на пенсию», — сетует он. Тревожит профлидера из Дагестана и низкий уровень зарплат судостроителей региона, порядка 15 — 17 тысяч рублей.

В связи с этим, Мехреб Мукайилов предлагает увеличить размер компенсации членам профсоюза на оплату путевок на санаторно-курортное лечение.

На настоящий момент, согласно Отраслевому соглашению, она составляет 20%. Его коллега Лариса Звиняцкая, председатель Территориальной организации РПРС Хабаровского края уверена решить проблему без кардинальных изменений в законодательстве — невозможно.

К примеру, убеждена Лариса Звиняцкая, необходимо законодательно усилить социальную ответственность работодателей перед профсоюзами и трудовыми коллективами. В частности сделать обязательным для них заключение коллективного договора.

По мнению профлидера судостроителей Хабаровского края, трудовое законодательство на федеральном уровне, не обеспечивает профсоюзам должного статуса и авторитета среди наемных работников. При этом, утверждает она, коллективный договор, должен распространятся только на членов профсоюза.

С тезисами Ларисы Звиняцкой согласен и председатель Территориальной организации РПРС Республики Крым и города Севастополя Валерий Астахов.

Говоря уже о специфических проблемах отрасли в Крыму, — также влияющих, хоть и косвенно, на рост или сокращение профсоюзных рядов, — профлидер отметил значительный износ производственных фондов, который, по его словам, достигает 80 -85%. Это ведет к тому, что предприятия не могут осваивать новые технологии, а, значит, в их цеха, — и, как следствие, в профсоюз, — не придет молодежь, которая просто не видит для себя перспективы.

Кроме технологического обновления, говорит Валерий Астахов, нужно пересмотреть и систему начисления заработной платы. «Ее уровень должен напрямую зависеть от развития производства и квалификации работников», — поясняет он.

Санкт-Петербург и Ленинградскую область на совете представляли профсоюзные лидеры "Адмиралтейских верфей",  "Балтийского завода", "СФ "АЛМАЗ", "Крыловского ГНЦ", "ЦТСС", и ЦНИИ «Электроприбор». Активное участие в работе Президиума и Совета РПРС принял и председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Николай Чалов, который, как и ранее, положительно оценил ситуацию на судостроительных предприятиях, а также в профильных НИИ и конструкторских бюро нашего региона.

Правовая грамотность

Немаловажную роль в деле привлечения корабелов и создателей морской техники в профсоюз, по мнению Евгения Аникина, играет повышение правовой грамотности работников, а также самих председателей профсоюзных первичек, которые сегодня, в большинстве случаев, неосвобожденные и потому находятся в зависимости от работодателя.

Помочь профлидерам первичек и рядовым членам профсоюза, как рассказал глава РПРС, призван единый документ, сосредоточивший в себе всю правовою информацию «От «А» до «Я». Его проект, разработанный профсоюзными юристами, также был представлен на совете.

Единство

Еще одним актуальным вопросом повестки дня, по-прежнему остается вопрос объединения Российского профсоюза работников судостроения (РПРС) и Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники (Судпроф). «Предпосылки к объединению двух профсоюзов сегодня безусловно существуют, — уверен Евгений Аникин. — К примеру, Отраслевое соглашение с социальными партнерами мы подписываем вместе с Судпрофом.

Поэтому РПРС активно работает на это объединение. Ведь сложившаяся ситуация, при которой в одной отрасли действуют два самостоятельных профсоюза, несомненно вредит делу защиты прав трудящихся».

Фото Василия Плотникова

Источник: Интернет -версия  газеты "Площадь труда" 28.02.2018 г.